26 Ноября 2018
В воскресное утро без всяких предупреждений три украинских военных корабля вошли в территориальные воды России и продолжили движение к Керченскому проливу. В российской ФСБ отметили, что заявки на проход кораблей поданы не были, в график прохода кораблей они не включены, и при этом «корабли опасно маневрируют, не подчиняются законным требованиям российских властей».
Как бы ни закончилась эта провокация, ее причины и мотивы понятны уже сейчас. В президентской гонке на Украине действующему президенту явно не хватает электоральной поддержки. Когда население волнуют проблемы пустого холодильника, заоблачных тарифов и ликвидации промышленности, Порошенко делает ставку на военную риторику, церковный раскол, языковую украинизацию и евроинтеграцию. Набор политических очков таким образом одновременно усложняется и упрощается.
Упрощается, потому что для заявления жесткой патриотической позиции достаточно всего лишь провокаций и инфоповодов: военных кораблей в Азовском и Черном морях, запрета русского языка, попыток «украинизировать» православную Церковь и щедрых посулов о евроинтеграции. Для реализации последнего пункта в конституции Украины даже была закреплена ориентация на вступление в ЕС и НАТО. Ни возрождения промышленности, ни реальной борьбы с коррупцией, ни обеспечения достойного уровня жизни для реализации такой политической программы не нужно. Дело вполне может ограничиваться вбросом инфоповодов, раздуванием русофобии и обвинениями во всех бедах России.
Усложняется же победа на выборах тем, что со времен Майдана люди вдоволь наелись обещаний и красивых патриотических идей. По-настоящему политически значимыми с наступлением холодов становятся вопросы тарифов ЖКХ, цен на газ и банального пропитания. Эти вопросы волнуют электорат гораздо больше. Даже на самой воинственной патриотической риторике рейтинг Порошенко перед первым туром вряд ли пробьет десятипроцентный потолок – на данный момент он колеблется в диапазоне 7-8%. Зато антирейтинг или «рейтинг ненависти» у всех украинских политиков стабильно движется в стопроцентной отметке, и действующий президент в нем стабильно занимает первое место. Ни при каких обстоятельствах за него не проголосовало бы больше половины избирателей. Лидера «Радикальной партии» Олега Ляшко, лидера партии «Батькивщина» Юлию Тимошенко, экс-премьера Арсения Яценюка и сопредседателя фракции «Оппозиционный блок» Юрия Бойко не поддержали бы до четверти украинцев.
Поэтому с приближением официальной даты выборов – 31 марта 2019 года – масштаб приграничных провокаций, «патриотических» захватов храмов и русофобской истерии будет только нарастать. Майдан 2014 года не только не решил ни одной серьезной проблемы постсоветской Украины, но только их обострил, добавив к экономическим провалам раскол в обществе, обострение приграничных отношений и массовый отток населения.
Украина не только не стала привлекательным примером евроинтеграции, но наоборот – всем ходом событий показала ближайшим соседям пагубность оголтелого «европейского выбора».