28 Июля 2019
В минувшую пятницу были подведены окончательные итоги выборов в Верховную Раду Украины. Впереди партия президента Владимира Зеленского «Слуга народа (43,14%); «Оппозиционная платформа — За жизнь» Виктора Медведчука и Вадима Рабиновича набрала 13,03%; «Батькивщина» Юлии Тимошенко — 8,18%; «Европейская солидарность», ранее честно называвшаяся «Блоком Петра Порошенко» — 8,12%, и «Голос» музыканта и ставленника Сороса Святослава Вакарчука — 5,84%. Самое время подвести краткие итоги с точки зрения теории элит.
Со времен распада Советского Союза значимые трансформации в этой сфере протекали в большинстве бывших республик. Где-то в государствах происходил реванш антисоветских националистов при поддержке западных партнеров (страны Прибалтики), в других – консервация автократических режимов с акцентом на первое лицо (среднеазиатские республики), в других – реставрация почти советской политической модели с расширением экономических возможностей для бизнеса (Беларусь).
В России при президентстве Владимира Путина, как мы показали в ряде статей, проходила медленная реставрация традиционной государственной модели, которая именно благодаря опоре на исторический опыт стала эффективной и востребованной в обществе после полураспада 90-х. Год за годом восстанавливалась государственная вертикаль, подчиненность важнейших властных институтов центру, а региональных глав – лично первому лицу. На вызов грозящего распада народ и власть ответили сплочением.
Украина, как всегда, пошла своим путем. За почти тридцать лет независимости случилось два майдана («оранжевый» переворот 2004 года и «евромайдан» образца 2014). Их смысл и подлинное влияние на процессы в стране можно будет понять только через призму теории элит. Ведь если отнестись к качеству правящей группы как к фундаментальному базису, только тогда станет ясно, что все «революции» на деле оказались пустышками. Качественного изменения состава элиты не произошло ни после первого, ни после второго майдана.
В корне поменялось отношение к России, к большей части собственного русскоязычного населения, итогам Великой Отечественной Войны и истории в целом. Не изменилось лишь качество элиты и государства, растаскиваемого на части политическими и финансово-промышленными группами. Унитарное de jure государство оказалось de facto будто бы сшитым из временных компромиссов различных групп под руководством зарубежных кураторов. Это повлияло не только на экономику, но и на армию, политическую систему, образование и настроения в обществе.
Украинские власти еще в 2014 году (и с каждым годом – все больше) утратили неотъемлемое право государства на легитимное насилие. Нацистские группировки, добровольческие батальоны, ветераны т.н. АТО и прочие вооруженные группы стали диктовать свою волю суду, прокуратуре, верховной власти – устраивать митинги, шантажировать и запугивать представителей власти. Так обычно начинается распад государства.
В сухом остатке после выборов мы имеем то, что в парламенте не осталось ни одной партии, которая бы открыто сказала, что жители России и Украины — это единый народ. Что необходимо восстанавливать хотя бы культурное единство разделенных славянских народов. В то же время практические все партии нового парламента ориентированы на углубление евроатлантической интеграции вплоть до вступления в НАТО.
Открыто выступить против войны на Донбассе также не решилась ни одна партия, представляющая интересы властных групп Украины. Закономерно, что если одна из сторон гражданской войны будет и дальше называть другую террористами и преступниками, то война точно не закончится миром. Это означает, что ситуация в Донбассе в военном плане в лучшую сторону не сдвинется, а может только ухудшаться, что и сегодня заметно на окраинах Донецка и Луганска.
Количественная замена одних депутатов на других в итоге не принесет качественного изменения государственной политики. По спискам в Раду под зеленым флагом президента уже прошли люди, вообще малоизвестные в обществе. Народ проголосовал за «кота в мешке». Это значит, что сформировалась политическая сила вождистского типа. А сам Зеленский максимально лоялен Западу и отдельным олигархическим группам. В итоге «контрольный пакет» в Раде будет иметь сформированная уже с партией «Голос» коалиция. О ее политическом векторе тоже гадать не приходится. Все нити ведут в Вашингтон, МВФ и к Джорджу Соросу. Никакого реального влияния прошедшая в Раду оппозиция не получит.
Выводы, к сожалению, неутешительные. Партия войны на Украине, может быть, и не победила, но точно не проиграла. Качественно новых лидеров, способных сплотить Украину в борьбе с настоящими внешними и внутренними врагами также не появилось. Свой окончательный выбор Украина пока не сделала.